Впервые в мировой практике стандартный комплекс аэрогеофизических методов дополнен аэрогравиметрией с использованием бесплатформенного аэрогравиметра

Cessna 208B Grand Caravan

👉 В полевом сезоне 2021 года в рамках выполнения Государственного задания по геологическому картированию отдельных территорий Российской Федерации, по инициативе исполнителя работ — АО «ГНПП Аэрогеофизика», впервые в мировой практике стандартный комплекс аэрогеофизических методов (магнитометрия, гамма-спектрометрия, электроразведка) дополнен аэрогравиметрией с использованием бесплатформенного аэрогравиметра.

Съёмка выполнялась с использованием в качестве носителя самолета Ан-3Т по стандартной методике (полёты с огибанием рельефа на постоянной относительной высоте). Скорость полета 150-180 км/ч, продолжительность вылета – до 6 часов. Дополнительно к стандартной аэрогеофизической аппаратуре на самолете были размещены аэрогравиметрический бесплатформенный комплекс и навигационная система совмещенного спутникового созвездия GPS+ГЛОНАСС.

Предварительная оценка качества полученных материалов дает основания считать, что результат работ соответствует принятым в настоящее время требованиям, предъявляемым к аэрогравиметрическим съёмкам. Включение в состав аэрогеофизического комплекса аэрогравиметрии как дополнительного информационного канала существенно повышает достоверность интерпретации данных и геологическую эффективность аэрогеофизических работ без существенного увеличения затрат на выполнение съёмки.

Аэрогравиметрия — это геофизический метод изучения строения Земли и разведки полезных ископаемых, основанный на измерении ускорения силы тяжести (ускорения свободного падения) g на борту летательного аппарата. Величины аномалий поля силы тяжести зависят от неравномерности изменения плотности пород, слагающих земную кору. В последние десятилетия аэрогравиметрия зарекомендовала себя как надежный и относительно недорогой метод геофизики, который позволяет выполнять гравиметрические съёмки на больших территориях.

airborne-gravity
Измерение ускорения силы тяжести на борту самолета

Основная научно-техническая проблема при измерении ускорения силы тяжести на борту самолета — устранение влияния ускорений, возникающих в процессе полёта. Существует два подхода в решении этой проблемы.

Аэрогравиметры с гиростабилизированной платформой (stable platform gravimeter), которая помогает минимизировать влияние горизонтальных ускорений летательного аппарата и других помех на показания вертикального акселерометра — основного измерительного элемента системы. Эти аэрогравиметры получили наибольшее распространение.

В настоящее время одним из лучших в мире является широкодиапазонный аэрогравиметр GT-3 компании «НТП Гравиметрические технологии». Его активно используют для аэрогравиметрическиx исследований ведущие зарубежные компании. Масса гравиметра — около 140 кг.

Аэрогравиметр GT-3

Бесплатформенные аэрогравиметры (strapdown gravimeter) — это принципиально другой подход к процессу измерений. Три взаимно ортогональных акселерометра регистрируют компоненты ускорений (суперпозицию геологического сигнала и ускорения носителя), а гироскопическая система — углы отклонения от вертикали местности в каждой из точек наблюдений. Эти данные обрабатывают, выполняют преобразование компонент ускорений и выделяют их вертикальную составляющую — ускорение силы тяжести.

Отсутствие необходимости в системах стабилизации позволяет существенно уменьшить массу и геометрические размеры аэрогравиметров, что открывает возможности их применения на более широком спектре летательных аппаратов, включая БПЛА.

Пример — аэрогравиметр iCORUS компании iMAR. Масса этого гравиметра — всего около 14 кг.

Бесплатформенный аэрогравиметр iCORUS компании iMAR

По материалам: Роснедра, ГНПП Аэрогеофизика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

❱❱❱