👉 Полевые практики – обязательное звено учебного процесса в системе высшего образования естественнонаучного направления.
🔨 Учебная геологическая практика направлена на расширение и углубление знаний студентов, полученных в процессе теоретического изучения общей геологии. Она способствует формированию геологического мировоззрения, дает наглядное представление о геологических процессах и их результатах, о главных тектонических структурах земной коры, учит обобщать увиденное и делать выводы. Велико значение полевых практик потому, что помимо получения необходимых умений и навыков, это еще и путешествия, посещение природных достопримечательностей и музеев, встречи с уникальными специалистами в области геологии и геофизики. Отличительной чертой геологической практики является то, что выполнять задания студентам приходится коллективно, в бригадах, где результат каждого зависит от умения работать в команде, взаимопонимания и взаимопомощи.
⛳ В 2022 году геологическая практика студентов-геофизиков Государственного университета «Дубна» проходила на территории Московского региона, характеризующемся разнообразием и богатством геологического строения.
Практика обычно включает четыре этапа:
- подготовительный,
- полевой,
- камеральный,
- отчетный.
📝 На подготовительном этапе состоялось общее собрание студентов и преподавателей, на котором объявили цель и задачи практики, утвердили распорядок дня на практике и график геологических маршрутов, объяснили правила выполнения полевых работ и ведения полевых дневников. Каждая бригада получила геологическое снаряжение — молотки, саперные лопаты, компасы, пробные мешочки и др. Мы прошли обязательный инструктаж по технике безопасности.
🌄 Полевой этап практики начался с похода в Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана РАН. Все ребята убедились насколько богата и разнообразна наша планета, сколько всего интересного скрывают недра Земли.
Затем мы посетили Нескучный сад — крупнейший пейзажный парк в историческом центре Москвы на правом берегу Москвы-реки. Научились определять формы оврагов, делать зарисовки местности. В ходе маршрута наблюдали в реальном времени деятельность временных водных потоков, которые являются одним из катализаторов возникновения оврагов.
Следующей точкой маршрута стали Воробьевы горы. Знатоки говорят, хотите познакомиться с геологий Москвы, приезжайте на Воробьевы горы. Мы так и сделали! Здесь мы познакомились с гравитационными процессами, увидели, как можно бороться с оползнями. Оползневое расчленение склона сопровождается формированием различных видов природных комплексов, придает особую живописность и разнообразие Воробьёвым горам.
Посетили музей-заповедник «Коломенское», который богат природными памятниками. На его территории находятся несколько ручьев, родников, рек, прудов и даже воклюзы — карстовые источники. Наблюдали результаты действия тектонических процессов.
Музей-заповедник «Царицыно» также интересен с точки зрения геологии. Существенная его особенность — сильно расчленённый рельеф. На территории заповедника встречаются глубокие речные долины, балки, овраги и довольно крупные пруды. В речную сеть территории Царицыно входят Москва-река и ее притоки — реки Городня и Чертановка. А на востоке находится Царицынский пруд, в который и впадает река Городня.
Следующий маршрут проходил вдоль левого берега реки Волги в нижнем бьефе Иваньковской ГЭС. Под руководством Геннадия Петровича Шунейкина изучили строение речной долины, поймы и надпойменных террас, описали обнажения речного берега. Научились применять основные инструменты геолога:
- горный компас, которым измеряли элементы залегания горных пород (углы падения и азимуты простирания слоев),
- горный молоток, с помощью которого отбирали образцы горных пород для последующего анализа и описания.
Каждый отмечал свои наблюдения в полевом дневнике.
Завершающие маршруты прошли в окрестностях г. Дмитров, в том числе, в карьерах строительных материалов. Изучили конечноморенный ледниковый рельеф Дмитровского района, разрез осадочных пород нижнемелового возраста, описали ледниковые и водноледниковые отложения. Во всех маршрутах отбирали образцы горных пород для составления коллекции.
💻 Камеральный этап включает обработку полевых материалов, формирование коллекции образцов горных пород, изучение научной литературы по району наблюдений, составление геологических разрезов, подготовку рисунков и схем для итогового отчета.
Первая часть этапа проходила на Геолфаке МГУ имени М.В. Ломоносова. Там же состоялась деловая встреча с ведущим геофизиком геологоразведочной компании, который поделился со студентами своим опытом и рассказал о будущей специальности.
Вторая часть камеральных работ проходила в стенах родного университета.
📖 Итоговый этап — самый волнительный. Предстояла побригадная защита полевых материалов — коллекций, составление и защита перед комиссией итоговых отчетов о практике.
Успешно пройдя все испытания — и в поле и при защите отчетов — мы, безусловно, стали профессиональнее, приобрели новые знания и навыки, а еще закалили свой характер и стали сплоченным коллективом.
Самарский В.В., студент 1 курса
Завьялова М.В., старший преподаватель кафедры общей и прикладной геофизики,