12 марта 2023 года исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося всемирно известного учёного-естествоиспытателя, общественного деятеля Владимира Ивановича Вернадского.
Создатель новой науки – биогеохимии, учений о биосфере и ноосфере, крупнейший историк науки, глубокий философ и мыслитель В.И. Вернадский рассматривал Человека, Землю и Космос в их неразрывном единстве. Космичность человека, сила его мысли, ноосфера – сфера Разума, свободная человеческая личность, благоговение перед Жизнью – вот те бесценные жемчужины миропонимания В.И. Вернадского, значение которых выступает всё ярче с течением времени для человечества.
Вернадский прожил долгую жизнь, захватив разные и чуть ли не контрастные общественные и культурные эпохи, пройдя сквозь резкие исторические сломы и повороты, при этом всегда оставался верен своим идеалам и занимался своим делом: наукой и просвещением.
Род Вернадских связан с Малороссией. Истоки рода по отцовской линии уходят в середину XVII века, когда литовский шляхтич Верна боролся против Польши на стороне Богдана Хмельницкого. В середине XIX века после походов Суворова дед В.И. Вернадского, Василий Иванович, поселился в Киеве. Здесь же родились отец учёного Иван Васильевич и мать Анна Петровна (урождённая Константинович).
Иван Васильевич окончил философский факультет Киевского университета, защитил докторскую диссертацию, став профессором. В Киевском университете преподавал политэкономию, а в гимназии – русскую словесность. После женитьбы на Марии, дочери экономиста Николая Шигаева, Вернадский-отец вместе с молодой супругой переехал в Москву, где читал лекции по статистике и политэкономии.
После переезда в Санкт-Петербург у Вернадских родился сын Николай, старший брат Владимира. Мария Николаевна скоропостижно скончалась спустя десять лет после свадьбы, оставив супруга вдовцом с малолетним ребёнком на руках. Через несколько лет Иван Васильевич женился второй раз на двоюродной сестре покойной жены – Анне Петровне Константинович.
12 марта 1863 года в Петербурге у них родился сын Владимир – будущий учёный и первооткрыватель в науке. В связи с болезнью Ивана Васильевича через пять лет после рождения младшего сына Вернадские переехали и Харьков.
В 1873-м Володя поступил в Харьковскую классическую гимназию, а после первого класса семья Вернадских совершила путешествие за границу, посетив Вену, Прагу, Дрезден, Венецию. О своем детстве Владимир Иванович вспоминал: «Самыми светлыми минутами представлялись мне в это время те книги и мысли, какие ими вызывались, и разговоры с отцом и моим двоюродным дядей Е.М. Короленко, помнится также сильное влияние моей дружбы с моим старшим братом. Я рано набросился на книги и читал с жадностью всё, что попадалось мне под руку, постоянно роясь и перерывая книги в библиотеке отца».
В 1876 году, после возвращения семьи в Санкт-Петербург, В.И. Вернадский поступил в четвёртый класс Первой Петербургской классической гимназии. Образование, полученное Вернадским в питерской гимназии, было блестящим даже для нашего времени. Об этом можно судить уже по тому, что выпускник мог писать и изъясняться на трёх языках, а читать – на пятнадцати, включая публикацию научных трудов и лекции за рубежом. В гимназии Владимир Иванович постиг азы философии и истории религии, что стало первой ступенькой на пути к его участию в становлении течения русского космизма, сторонником которого Вернадский являлся в зрелом возрасте.
В 1881 году после окончания гимназии Владимир Вернадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета.
Его учителя – создатель периодической системы элементов Дмитрий Менделеев, основоположник почвоведения Василий Докучаев, его товарищи и собеседники – не только современники, рядом живущие и работающие, но и духовные труженики веков человеческой истории: Аристотель и Кант, Ломоносов и Тютчев, Гете и Рамакришна, Гюйгенс и Пастер, не говоря уже о целой плеяде геологов, химиков, биологов, особенно близких русскому создателю биогеохимии.
Университетские годы стали и периодом окончательной кристаллизации нравственного облика Владимира Ивановича. Он находит себе ближайших друзей-единомышленников, которые составили своего рода духовную общину, получившую позднее название «Братство». Среди них были будущие крупные деятели русской культуры: историки А.А. Корнилов и И.М. Гревс, геоботаник А.Н. Краснов, индолог, академик С.Ф. Ольденбург, его брат Ф.Ф. Ольденбург, педагог-просветитель, общественный деятель и писатель Д.И. Шаховской. Особую сердечную теплоту вносили в «Братство» и несколько замечательных, широко образованных женщин, подруг жизни своих товарищей-мужчин, среди них была и будущая жена Владимира Ивановича – Наталья Егоровна Старицкая, с которой он соединил свою судьбу в 1886 году.
Тридцать пять лет неукоснительно соблюдались два простых правила, внешне скреплявшие членов этой свободной общности: регулярные письма друг другу и обязательный ежегодный (30 декабря) сбор. Но главное – было создано мощное нравственное поле общих идеалов, духовной и душевной поддержки, строгой товарищеской оценки и – при необходимости – взаимной коррекции, в котором каждый жил и действовал. Идеалы «Братства»: высшую ценность человеческой личности, работу на просвещение народа, демократизм, отвращение к насильственным методам утверждения своих взглядов – его члены пронесли через всю жизнь, через все испытания эпохи.
Самым главным своим учителем Вернадский считал Василия Васильевича Докучаева (1846-1903) – основателя новой науки генетического почвоведения, автора гениального учения о почве. В своем классическом труде «Русский чернозём» он первым доказал, что почва – «естественноисторическое, вполне самостоятельное тело», продукт совместной деятельности во времени ряда факторов, среди которых центральный – жизнедеятельность растительных и животных организмов. Этот оригинальнейший учёный и мыслитель, мечтавший о синтетическом естествознании, которое сумеет соединить в единой взаимосвязи живую и мертвую природу, дал генеральное направление научным дерзаниям Вернадского.
В 1888 году молодой учёный командирован университетом в Италию, Германию, Францию, Англию и Швейцарию для продолжения обучения и подготовки к профессорскому званию. Вначале он практиковался в кристаллографии в Мюнхене, у кристаллографа П. Грота, а затем в Париже, в горной школе у Л. Ле Шателье, а также в Коллеж де Франс у Ф. Фуке. Работал в химических и кристаллографических лабораториях, совершал геологические экспедиции, знакомился с новейшей научной и философской литературой. Принял участие в Международном геологическом конгрессе в Лондоне и был избран членом-корреспондентом Британской ассоциации наук, а в 1889 году – членом Французского минералогического общества.
Осенью 1890 года Вернадский по приглашению профессора А.П. Павлова переехал в Москву и был утверждён приват-доцентом кафедры кристаллографии и минералогии Императорского Московского университета.
На должности преподавателя Владимир Иванович проработал без малого 21 год. В 1891-м молодой учёный защитил магистерскую диссертацию и был сразу назначен заведующим Минералогического кабинета, а в 1897 году – докторскую диссертацию и стал доктором и профессором минералогии. В перерыве между двумя диссертациями Вернадский много путешествовал. С научными экспедициями он объездил всю Россию, Европу, проводя геологические изыскания.
Владимир Вернадский помогал организовывать бесплатные столовые для страдающих от голода крестьян, участвовал в работе земских съездов, дважды (в 1906 и 1908 году) был избран в Государственный Совет российского парламента.
В 1909 году на XII съезде естествоиспытателей Владимир Иванович прочел доклад о совместном нахождении минералов в земной коре, заложив основы новой науки – геохимии. В годы преподавания в Московском университете профессор провёл колоссальную работу, изменив существовавшее до того времени представление о минералогии. Учёный отделил минералогию от кристаллографии, связав первую науку с математикой и физикой, а вторую – с химией земной коры и геологией.
В.И. Вернадский создаёт комплекс наук о Земле – от генетической минералогии до биогеохимии, радиогеологии, учения о биосфере. Недаром говорили, что он в своем лице может представлять целую академию. Все это плод огромного новаторского исследовательского синтеза, и тем не менее в нём можно увидеть одушевленность теми первичными научными и философскими интуициями, которые были рождены в нём плодотворным общением со своим учителем – в аудитории, в кабинете, в поле.
Постоянным предметом исследования академика Вернадского была история минералов и химических элементов Земли. До него минералы преимущественно изучались с точки зрения их внешних свойств – формы, цвета, твердости, размера. Очень мало внимания уделялось выяснению причин и условий образования минералов, закономерностям их взаимоотношений друг с другом, их внутренним свойствам и строению. Вернадский развил генетическую минералогию, указал на необходимость изучать не только минералы, но и минералообразующие процессы и выдвинул парагенезис минералов как важный критерий в познании их происхождения.
На основе работ в области исследования строения важнейшей группы минералов – алюмосиликатов, начатых ещё в 1890-1891 годах, учёным была разработана теория строения алюмосиликатов – теория каолинового, или слюдяного ядра, которую впоследствии знаменитый французский химик Л. Ле Шателье назвал гениальной.
В тот же период этот удивительно разносторонний человек интересовался радиоактивностью элементов, историей российской науки и философией, а также был вовлечен в политику и общественную жизнь страны на высшем уровне.
В марте 1912 года Владимир Иванович Вернадский избран академиком Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, заведовал Минералогическим музеем. Учёный настаивал на изучении производительных сил России, заявляя, что в недрах страны есть все виды полезных ископаемых. Утверждая это, он исходил из того, что на территории России имеются остатки почти всех геологических формаций, а в её недрах протекали и протекают геологические, в том числе и рудообразующие, процессы, присущие всем остальным частям суши земного шара.
В 1915 году Вернадский создал Комиссию по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) при Академии наук. На основе Комиссии впоследствии были организованны: Институт географии, Институт минералогии и геохимии, Радиевый институт, Керамический институт, Оптический институт, Комиссия по изучению вечной мерзлоты. Комиссия по минеральным водам, Метеоритный комитет, Комиссия по изотопам и другие.
Одновременно с новаторскими работами в области минералогии Вернадский вплотную подошёл к открытию геохимии, а изучение явлений жизни привело его к началам биогеохимии.
После событий февраля 1917 года Вернадский был назначен председателем учёного комитета министерства земледелия, а в августе получил назначение на должность товарища министра народного просвещения во Временном правительстве. Учёный возглавил отдел высшей школы и государственной организации научных исследований (вплоть до роспуска Временного правительства ).
В ноябре 1917 года В.И. Вернадский в связи с угрозой ареста был вынужден покинуть Петроград и приехал в свою усадьбу Шишаки в Полтавской губернии.
В октябре 1918 года организовал и был избран первым председателем Академии наук Украины, преподавал геохимию в Киевском университете.
Вскоре после создания Таврического университета в Симферополе ученый был приглашен на должность профессора минералогии, и в сентябре 1920 года стал его вторым по счёту ректором.
В 1921 году Вернадские вернулись в Петроград. Владимир Иванович возглавил метеоритный отдел Минералогического музея и организовал экспедицию на место падения Тунгусского метеорита. Казалось, жизнь наладилась, и учёный вновь сможет отдаться науке. В том же году Вернадского арестовали и обвинили в шпионаже, но позже освободили благодаря дружеской протекции и поддержке: сокурсники академика Карпинский и Ольденбург отправили соответствующие телеграммы В.И. Ленину и А.В. Луначарскому.
В период с 1922 по 1926 год профессор читал лекции во Франции, в Парижском университете, а затем, в Праге. За это время академик успел подготовить и издать книги и статьи: «Геохимия», «Живое вещество в биосфере», «Об автотрофности человечества».
В 1926 году, вернувшись в Ленинград, учёный стал директором Радиевого института, а в 1928-м – вновь образованной биогеохимической лаборатории. В разные годы Вернадский возглавлял научные сообщества, занимающиеся исследованиями вечной мерзлоты, подземных вод, геологического возраста горных пород, тяжелой воды.
В 1940 году академик Вернадский возглавил комиссию по урану, фактически став основателем ядерной программы Советского Союза.
Ясное и глубокое понимание фундаментальной и прикладной роли распада радиоактивных химических элементов (урана 238, урана 235 и радия) позволило Владимиру Ивановичу поставить вопрос ещё на заре двадцатого века о необходимости поиска месторождений радиоактивных элементов. Учёный инициировал создание в России специализированной геологической экспедиции для поиска урановых залежей. А затем он поставил вопрос о создании в Санкт-Петербурге радиевого института, первым директором которого стал он сам. Вернадский был назначен руководителем урановой комиссии Академии наук СССР, а также принял участие в развитии атомного проекта нашей страны.
Прекрасна гражданская позиция Вернадского – всегда принципиальная, всегда направленная на защиту совести, поддержку науки и образования (и до и после 1917 года), неприемлемость формализма, свободу творчества, уважение к личности. Учёный писал, что «задачей государства является не государственная организация науки, поддержка творчества наций».
С первых шагов на научном поприще Вернадский зарекомендовал себя как широко мыслящий естествоиспытатель. Он старался интегрировать различные сферы человеческого знания, создать крупные естественнонаучные и мировоззренческие концепции. Это привлекало к нему многих учёных, что позволило создать мощные научные школы мирового значения.
Анализ трудов В.И. Вернадского свидетельствует о существовании глубокой внутренней творческой взаимосвязи науки и философии, приводящей его к новым философским выводам и обобщениям. В письме жене 24 июля 1902 года он писал: «Ты знаешь, что я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, плодотворное значение. Мне кажется, это стороны одного и того же процесса – стороны, совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, прекратился бы живой рост другой. Развитие научной мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией – оно должно иметь свои корни в другой, более полной поэзии и фантазии области: это или область жизни, или область искусства, или область, не связанная с точной дедукцией или индукцией, рационалистическим процессом – область философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки. В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии как корней и жизненной атмосферы научного искания».
Могучее «дерево знаний», выращенное великим учёным и натурфилософом, включает учения о биосфере Земли, биогеохимию, генетическую минералогию и кристаллографию, радиогеологию и ряд других направлений.
Мультидисциплинарное и всеобъемлющее понимание базовых принципов эволюции Вселенной, Солнечной системы и планеты Земля сформировалось у академика Вернадского путем анализа и синтеза комплиментарного взаимодействия «живого и косного» вещества органической и неорганической составляющих космической материи.
Согласно Вернадскому, биосфера – это действующая, саморазвивающаяся и организованная система. Организованность её обусловлена миграцией химических элементов, провоцируемой основным источником жизни, энергией Солнца. Единая планетарная экологическая система состоит из биосферы, контактирующей с другими геосферами.
Постепенно учёный пришел к формулировке и определению понятия ноосферы как видоизмененной в результате человеческого воздействия биосферы. Вернадский верил в совместные разумные действия всего человечества, направленные не только на удовлетворение своих потребностей, но и на создание равновесия и гармонии в природе, изучение и поддержание экологии Земли па должном уровне.
Будущее человечества виделось учёному в грамотно построенной общественной и государственной жизни, основанной на творчестве и инновациях. Человек преобразует Землю, руководствуясь законами биосферы, и тогда в ноосферу войдут все геосферы, органический мир, космическое пространство, объединенные и улучшенные благодаря разумному человечеству.
Основной труд Вернадского-мыслителя – «Научная мысль как планетное явление». Свое мировоззрение он называл «философским скептицизмом», отдавая приоритет науке в развитии человеческого познания.
Вернадский выдвинул ряд идей, являющихся результатом синтеза специально-научных и философских разработок. Он выделил три пласта реальности по свойствам «пространства-времени»: космические явления, планетные, микроскопические. Владимир Иванович рассматривал эволюцию биосферы как единство космического, геологического, биогенного и антропогенного процессов. Организованность биосферы имеет тенденцию к возрастанию. Рост её организованности привел к возникновению человечества и науки. С развитием науки биосфера переходит на уровень ноосферы – сферы разума, где природные и социальные законы составляют единое целое. Эволюционный процесс движется в направлении слияния космической, планетной, микроскопической реальностей – становится ноокосмогенезом.
Будучи оптимистом в отношении развития цивилизации, Вернадский пишет о том, что развитию, а не деградации будет способствовать новая культура, которая постепенно возникает в общественном сознании и поведении. Имеется в виду культура, обеспечивающая повое конкретное содержание общественной жизни, направленная па ускоренную адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды, умелое сочетание природных и техногенных возможностей биосферы и техносферы с сохранением (по возможности) накопленного исторического опыта. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу. Термин «ноосфера» активно обсуждался французскими учёными, математиком Э. Леруа и теологом и геологом П. Тейяр де Шарден, со ссылками на лекции Вернадского. В работах Вернадского «Несколько слов о ноосфере» и «Научная мысль как планетное явление» названы условия перехода биосферы в ноосферу. Выдающийся российский учёный, академик Б.С. Соколов, писал о Вернадском «он обладал удивительной прогностической силой».
По обобщениям Ф.Т. Яншиной, В.И. Вернадский сформулировал следующие 12 условий ноосферы в будущем:
- Заселение человеком всей планеты.
- Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами.
- Усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли.
- Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
- Расширение границ биосферы и выход в Космос.
- Открытие новых источников энергии.
- Равенство людей всех рас и религий.
- Увеличение роли народных масс в решении вопросов и внутренней политики.
- Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
- Подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней.
- Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
- Исключение войн из жизни человечества.
Выдающийся духовный, научный и гражданский образ Вернадского вызывает восхищение в мировых научных кругах. Именно поэтому, в преддверии исторического перелома и демократических трансформаций общественного сознания в СССР и России возникла инициатива группы известных советских и российских учёных (Н.Н. Воронцов, Д.А. Минеев, О.Г. Сорохтин, В.Г. Тыминский, С.П. Капица, В.А. Зуев, Ю.В. Яковец и др.) о создании Российской академии естественных наук – академии нового типа, опирающейся на кадровый потенциал авторов научных открытий, зарегистрированных Госкомизобретений СССР и опубликованных в госреестре научных открытий и большой советской энциклопедии. Инициативу поддержали депутаты Верховного Совета СССР и РСФСР и руководители ряда министерств и ведомств Советского Союза и Российской Федерации.
30 августа 1990 года в Парламентском центре Российской Федерации в Москве состоялось собрание более восьмисот учёных авторов открытий, из них более двухсот академиков, под председательством академика А.М. Прохорова (нобелевского лауреата, дважды героя социалистического труда), на котором было принято решение о создании Российской академии естественных наук (РАЕН) и были выбраны первые действительные члены.
У истоков академии стояли академики РАН А.Л. Яншин, А.М. Прохоров, Г.Н. Флеров, Д.С. Лихачёв, В.И. Гольданский, Н.А. Шило, В.А. Жариков и другие. Первым президентом РАЕН в 1990 году был избран профессор Д.А. Минеев – автор научного открытия, доктор геолого-минералогических наук, один из основных инициаторов создания академии. В 1993 году, после ухода в иной мир Дмитрия Андреевича Минеева, президентом РАЕН на общем собрании академии в актовом зале МГУ имени Ломоносова закрытым голосованием был избран профессор геофизики, доктор технических наук О.Л. Кузнецов, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, который тридцать лет руководит академией по настоящее время.
Решением президиума РАЕН нагрудный знак члена академии на аверсе имеет портрет Владимира Вернадского, который все годы является символом академии. Сегодня РАЕН одна из крупнейших в России и авторитетных научных организаций, в которую входят известные учёные, нобелевские лауреаты, академики РАН, зарубежные учёные.
Биография Владимира Ивановича Вернадского, внесшего неоценимый вклад в российскую, советскую и мировую науки, – яркое свидетельство его многогранного таланта.
Его работы будут всегда актуальны для всех людей Земли, неравнодушных к извечному вопросу человечества о цели жизни, о счастье, о судьбе цивилизации, судьбе Земли и месте человека и Земли во Вселенной.
Олег Кузнецов
Президент Российской академии естественных наук,
доктор технических наук, профессор,
почетный разведчик недр СССР,
лауреат Госпремии СССР в области науки и техники,
заслуженный деятель науки и техники РФ.
Александр Воловик
Вице-президент Российской академии естественных наук,
доктор экономических наук, профессор,
лауреат Госпремии РФ в области культуры,
заслуженный строитель России,
лауреат международной премии «Лидер инноваций»
Опубликовано в Международном журнале «Честь Отечества», № 3-4 (197-198), март-апрель 2023